Прогноз погоды на Оскар 2019

Остается совсем немного до церемонии вручения премии «Оскар» новым лауреатам. Мир гадает — кому теперь подфартит?

Фильмы номинированные на Оскар 2019 в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» главная борьба развернется между польской «Холодной войной» Павла Павликовского и «Ромой» мексиканца Альфонсо Куарона. Шансы этих черно-белых, реставрирующих прошлое фильмов примерно равны.

Первый взял целых пять европейских «Оскаров», второй признан лучшим Британской киноакадемией, получил два «Золотых глобуса» за режиссуру и как лучший фильм на иностранном языке.

Первый награжден режиссерским призом на Каннском фестивале, второй стал триумфатором в Венеции. У обоих есть множество запасных вариантов и на Оскар 2019: они фигурируют не только в списках иностранных картин, но и в числе сильных кандидатов на призы в главных номинациях, что с иностранными фильмами случается крайне редко. Так что легко предугадать, что без весомых Академических премий не останутся обе картины.

Фильмы номинированные на оскар, что касается российского участия в гонке за «Оскаром», то в последние годы ближе всех к победе был Андрей Звягинцев, чьи фильмы «Левиафан» и «Нелюбовь» попадали на финишную прямую. На этот раз, как считают многие наблюдатели, серьезные шансы могли быть у новаторской и при этом глубоко трогательной картины Алексея Федорченко «Война Анны», но российский «оскаровский комитет» предпочел ей заведомо проигрышный «Собибор» Константина Хабенского — прекрасного актера, но начинающего режиссера. Фильм отмечен всеми слабостями дебюта и не прошел даже в лонг-лист.

С перспективами на главный Оскар 2019 — за лучший фильм — ситуация, скорее, компромиссная. По принятым несколько лет назад правилам, число номинантов было доведено сначала до десяти, потом до восьми — и, как показала практика, «до кучи»: две-три действительно сильных картины присыпаны горстью вполне безнадежных. В этом году, по олимпийскому счету, безнадежным могло бы считаться большинство, и разбираться теперь нужно в восьми оттенках серого.

Фильмы номинированные на оскар на иностранном языке сюда попала только черно-белая «Рома», но я боюсь, что академики никогда не дадут главного «Оскара» «чужой» картине. Тем более, что «Рома» фигурирует еще в девяти (!) номинациях и вполне может получить премию, скажем, за режиссуру. В этом случае приз в номинации иностранных фильмов уйдет польской «Холодной войне» — и все останутся довольны.

Высоко котируется «Зеленая книга».

Далеко не шедевр, но ровно тридцать лет назад фильм на ту же тему расистских предрассудков и даже с похожей фабулой «Шофер мисс Дэйзи» Брюса Бересфорда взял «Оскара», тоже не будучи вечнозеленым шедевром. Предвестий возможного триумфа у фильма много: три «Золотых глобуса», а главное, очень престижная премия Гильдии продюсеров, которая предсказывала будущую победу в шести-семи случаях из десяти. С другой стороны, появление фильма на экранах сопровождалось громкими скандалами, которые могут сказаться на решении академиков. Вигго Мортенсен на премьере картины позволил себе неаккуратно высказаться в адрес чернокожих и потом был вынужден приносить извинения. К тому же в основу фильма взят реальный случай, и семья Дона Ширли — персонажа, тонко сыгранного Махершалой Али, уже заявила о своем недовольстве вольностями сценаристов. Да и режиссерскую репутацию Питера Фаррелли не назовешь блестящей: шлейф «Тупого, еще тупее» будет за ним тянуться еще очень долго.

К моему удивлению, много сторонников у «Богемской рапсодии» — мюзиклу о культовой группе Queen и ее фронтмене Фредди Меркьюри. На мой взгляд, это стандартно выполненный байопик без заметных художественных взлетов, и сыгравший главную роль Рами Малек озабочен, скорее, подражанием манере, нежели воплощением характера: он здесь более имитатор, чем интерпретатор. Против фильма могут сработать и актуальные, в свете движения #MeToo, обвинения режиссеру Брайану Сингеру в сексуальных домогательствах, на что Сингер ответил встречными обвинениями нападавшим в гомофобии. Большинство наблюдателей сходятся в том, что актерский приз возьмет Малек, и этим «Богемская рапсодия» удовлетворится. Что в присутствии работ Вигго Мортенсена («Зеленая книга») и Уиллема Дефо («Ван Гог. На пороге вечности»), с моей точки зрения, было бы крайне несправедливо.

Много поклонников и у костюмной драмы-комедии «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, и она делит с «Ромой» место рекордсмена по числу номинаций — их тоже десять. Британская киноакадемия увенчала ее семью премиями, включая «Лучший фильм», а Оливия Колман получила «Золотой глобус» как лучшая актриса. Но на Оскар  у фильма, думаю, мало шансов: он, конечно, свой, англоязычный, но, скорее, британский, а грек Лантимос никогда не входил в число фаворитов американского проката, и эти высоты ему еще предстоит завоевать.

Остальные фильмы номинанты на оскар 2019 я бы не рассматривал всерьез.

Но на безрыбье и рак рыба. Возьмем «Власть» Адама Маккэя — ученически дотошный байопик о бывшем вице-президенте США Дике Чейни. Кристиан Бэйл претендует на актерский приз, хотя его стоило бы отдать мастеровитым гримерам (так, возможно, и будет). Номинированные на премии режиссура, сценарий и монтаж, по-моему, не отмечены особой умелостью. К тому же пресса фильма, скорее, разгромна, а бокс-офис и вовсе неутешителен.

Мюзикл «Звезда родилась» тоже не отнесешь к достижениям в этом классическом голливудском жанре, он по всем параметрам уступает четырем своим одноименным предшественникам. Но это мое мнение, а вот американская пресса к нему предельно благожелательна, кассовые показатели тоже неплохи. Брэдли Купер в режиссуре дебютант, в номинанты не попал, в фильме заметна его неуверенность, и картина не взяла ни одной награды в призовой кампании киногильдий США. На «Золотом глобусе» и на церемонии Британской киноакадемии фильм получил премии только в музыкальных номинациях «Лучшая песня» и «Лучший саундтрек» соответственно. Я бы не считал его серьезным претендентом, но после того, как в американском многоопытном кино событием становился столь же беспомощный собрат «Звезды» по жанру — мюзикл «Ла-Ла-Лэнд» — готов допустить любую несуразицу.

Боевик «Черная пантера» взял впечатляющий бокс-офис, что для коммерческого «Оскара» всегда немаловажно. Его наградила своим призом политкорректная Гильдия актеров, да и вообще первый в истории блокбастер о чернокожем супергерое знаменует некую веху в американском сознании, окончательную и бесповоротную победу над расизмом — все это тоже важно для «Оскара». Думаю, академики позаботятся о том, чтобы как-то поощрить принципиальную и для кино, и для нации тенденцию, но «Оскар» художественно бескрылому фильму все-таки, думаю, не видать.

Более весомый вклад в дело борьбы с расистским сознанием внес «Черный клановец» Спайка Ли

— не случайно фильм фигурировал в номинациях почти каждой американской киногильдии. При этом картина бросает вызов не только расистам, но и вообще адептам нацизма, ибо в схватку с ними по сюжету вступают в единой связке чернокожий и еврей, — добротно сработанная авантюрная комедия с остроумным сценарием и яркими актерами. К тому же если Спайк Ли возьмет оскар 2019, это будет первый случай в его карьере: он получал премию за вклад в киноискусство, но ни разу не номинировался ни как создатель лучшего фильма, ни как режиссер. С точки зрения торжествующей в Голливуде политкорректности это было бы справедливо.

При таком раскладе номинантов, согласитесь, любой прогноз столь же неутешителен, сколь и зыбок. Лично мне больше других нравится «Зеленая книга», хотя и в таком случае при одной только мысли, что это лучший фильм года, озноб проходит по коже.

Церемония вручения премий Американской киноакадемии состоится 25 февраля.

Обсуждение прогноза погоды на оскар 2019 с Валерием Кичин

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Центр Кубани
Добавить комментарий