В нынешнее время упадка духовных ценностей в Славянских и не только странах, изучение и приумножение знаний об истории православия весьма актуально и востребовано
Особенно на примере малых станиц, деревень, сёл России. В контексте микроисторического исследования хотелось бы коснуться истории Свято-Троицкого храма Кубанской станицы Платнировской. Одного из самых старейших и красивейших на Кубани. В этом исследовании нам помогут материалы музея Свято-Троицкого храма, справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г., архив администрации Кореновского района. О более поздних эпохах и современности, материалы газетных публикаций и рассказы непосредственных очевидцев истории и возрождения храма.
Второй по значимости станицей в Кореновском районе Кубани после районного центра г. Кореновска является станица Платнировская. Но так было не всегда. Она была основана, как и Кореновск в 1794 г. в числе 40 куреней Черноморского войска. Расположена на реке Кирпили. Располагалась, как и Кореновск на ЖД ветке Екатеринодар-Тихорецк. В станице была железнодорожная станция. Станица известна так же тем, что казаком этой станицы был известный атаман Черноморского казачьего войска Фёдор Яковлевич Бурсак, и его сын герой войны 1812 г. Афанасий Фёдорович Бурсак, который в 1912 г. станет вечным шефом 1 – го Черноморского полка ККВ. Если станица Кореновская по своему составу была станицей с преобладающим иногородним населением, то Платнировская была в большинстве своём казачьей станицей, и играла более важную роль чем Кореновск в Дореволюционную эпоху.
С 1890 г. станица получает мощный импульс к своему развитию. Высочайшим повелением 2 августа 1890 г. станица Платнировская назначена сборным и роспускным пунктом I,II,III, Черноморских полков. В станице находился арсенал, управление казаками 2 и 3 очереди. Ещё в 1886 г. в станице была построена Петропавловская церковь. Однако расширение станицы привело к необходимости строить новый крупный храм. Предположительно за основу был взят проект кубанского архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба. В самом музее храма говорят, что на Руси есть всего три храма подобной постройки. Храм Василия Блаженного в Москве, в Платнировской и в Троице-Сергиевой Лавре. Строительство этого красивейшего и старейшего на Кубани храма велось с 1903 г. Строительство началось с постройки моста через реку Кирпили. И велось на возвышенности, чтобы храм было видно с любой точки станицы и окрестностей. Кирпич для стройки возили на подводах из Ростова-на-Дону. Станичники всячески помогали строительству. Они оплачивали труд строителей[1]. Вся станица была разделена на кварталы жители которых по очереди собирали и приносили яйца для добавления в цементный раствор. Работами руководил зажиточный казак станицы Платнировской Г. Ляшенко, он был владельцем обозного завода. Строили храм профессиональные каменщики. Известно, что жили они в станице в доме священника Стефановского. Оплачивали труд каменщиков все жители станицы в складчину. За качество строительства говорит тот факт, что и поныне спустя более чем столетие кирпичная кладка храма сохранилась в хорошем качестве.
Строительство было завершено в 1906 г. О первом богослужении в храме возвестил колокол весом в 135 пудов[2]. При открытии храма регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклонится тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придёт в этот храм после нас!»[3]. Не будет преувеличением сказать, что главный храм станицы Платнировской ничуть не уступал и не уступает по красоте храмам Старой Москвы и Санкт-Петербурга. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г. Сообщает нам такие подробности о церковной жизни в этом храме: «Троицкая церковь. Построена в 1903 — 1906 годах, кирпичная, покрыта оцинкованным железом; ограда железная. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Причтовой земли: священнику 55 десятин, псаломщику 18 десятин. Церковно-приходская школа 1, помещается при церковной сторожке. Министерских одноклассных училищ в приходе 2. Жалованье законоучителю 190 руб. В приходе жителей (ц. д.): 2681. Рождений 230, браков 29, смертей 115»[4]. Согласно метрическим книгам храма хранящимся в архиве администрации Кореновского района в 1907 – 1918 гг. в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоан Соколов, ставший с 1916 г. диаконом[5]. Так же введении храма находилось 37 десятин земли. 24 августа 1914 г. после церковной службы на площади у Свято-Троицкого храма прошли проводы 2 – го Черноморского полка Кубанского казачьего войска который отправлялся воевать на Восточный фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной приходской жизни храма так же известен случай, когда в 1914 г. в нём отпевался умерший в станице болгарский поданный Иван Панайлов Генов.
В 1933 г. храм пытались взорвать по указке партийного руководства. Однако архитекторы, приехавшие с экспертизой, сделали такое заключение: «Необходимый для взрыва заряд взрывчатки быстрее разрушит все близлежащие дома взрывной волной, чем сам храм. Также при разборке кладки не будет целых кирпичей, так как раствор очень крепкий и не будет делиться по швам»[6]. Тогда председатель местного колхоза В.Г. Долгих предложил использовать храм как зернохранилище. Он выкупил здание храма у государства под эти нужды за 28 тысяч рублей[7]. Купола с храма были убраны, иконостас разграблен, многие священнослужители и прихожане подвергнуты гонениям. Известно, что в годы Великой Отечественной войны община прихожан храма собрала сумму, около 3000 тысяч рублей, которой хватило на вооружение и содержание танковой бригады «Защитник Юга». Среди прихожан храма есть легенда, будто И.В. Сталин узнав об этом прислал в храм благодарственную телеграмму, так это или нет узнать не представляется возможным. Телеграмма если и была, то исчезла после 1963 г. Храм был открыт и в годы немецкой оккупации в 1942 – 1943 гг. В пятидесятые годы в храме служил протоиерей Николай Терентиенко[8] и священник Павел Стефановский. Отец Николай всячески пытался защитить храм от закрытия, так как это был единственный очаг православия в районе. В храме в то время был организован церковный хор в числе до 50 человек из прихожан храма. Но в 1963 г. храм был закрыт по настоянию Н.Ф. Дудника, директора расположенной рядом с храмом школы, в этом ему активно помогали местные комсомольские организации. Н.Ф. Дудник вместе с председателем сельсовета К.М. Гришко перепалили замки храма. Церковная утварь была вывезена в колхозы, книги сожжены, иконы и небольшие предметы утвари разнесли по домам прихожане чтобы сберечь их от поругания[9]. Храм снова стал использоваться как зернохранилище, в нём так же был устроен тир для учащихся 25 – й школы.
В 1975 г. в результате умышленного пожара сгорела крыша храма. Жители станицы после пожара проявили не лучшие свои стороны, растаскивая храм «по кирпичику» для своих бытовых нужд.
Восстановление храма началось только в 1990 г. Тогда Кореновский районный совет депутатов передал здание храма в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома, данного прихожанам в замен храма в советские годы. Прихожане тогда сами взялись за восстановление храма. В большинстве своём это были пенсионеры, многие тяжёлые работы по восстановлению храма на первоначальном этапе сделали они. Смутные 1990- е годы и кризис 1998 г. не позволили в полной мере заняться восстановлением храма. Однако уже в 2000 г. в храме впервые за 37 лет встретили престольный праздник – день Святой Троицы. Жители станицы в период с 10 апреля по 18 июня сами подготовили часть храма для богослужений. В октябре этого же года храм был признан памятником истории и культуры Кубани. В 2001 г. был создан попечительский совет по восстановлению храма, который возглавил тогдашний глава района А.Г. Козицкий. В январе 2002 г. Кубанский Казачий Хор провёл в доме культуры станицы Платнировской благотворительный концерт в целях сбора средств для восстановления храма. Исследовательские работы на предмет восстановления храма вели специалисты кафедры оснований фундаментов Кубанской сельхоз академии под личным руководством академика К.Ш. Шадунца[10]. В апреле 2004 г. эскизный проект восстановления храма был одобрен краевым комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен митрополитом Екатеринодарским Кубанским Исидором. К Пасхе 2005 г. были проведены громадные работы. Заменены кровельные работы, восстановлены все окна, возведены центральный и четыре малых барабана храма[11]. К храму были поведены электричество, газ, обеспечено теплоснабжение, заменены полы, приобретена церковная утварь, колокола, создан иконостас. 11 июня 2006 г. храм отметил свой столетний юбилей, при большом стечении народа была отслужено праздничное богослужение. В 2008 г. на центральный купол Свято-Троицкого храма был водружён крест, весом около 200 килограмм и выстой в шесть метров. 20 мая 2009 г. был освящён и водружён на колокольню храма большой колокол Благовест[12]. Нужно отметить, что все восстановительные работы в храме с начала 2000 – х гг. ведут строители Кореновской проектно-строительной фирмы ООО «Капитель-2» под руководством директора Василия Ивановича Кононенко. В 2008 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор за активное участие в восстановлении храма наградил В.И. Кононенко орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. Активно помогали в восстановлении храма директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» Н.И.Хворостина, житель г. Сочи В.В. Каравайный на пожертвования которого был приобретён главный колокол храма, бывшие главы Кореновского района А.Г. Козицкий и В.Н. Рудник[13].
11 февраля 2011 г. храм посетил губернатор Кубани А.Н. Ткачев. Он в частности заявил во время посещения храма: «Это дело хорошее, и мы вас не оставим! Это правильно, что храмы восстанавливаются – ведь это наши корни, наша история и традиции и относиться к ним нужно очень бережно, – отметил глава региона»[14]. 23 марта 2011 г. состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма, где в частности настоятель храма отец Алексей сказал следующие слова: «Восстановление храма ; это яркая примета современной России, того, как возрождается духовная жизнь, восстанавливаются исторические духовные памятники, консолидируются государство, Церковь и общество»[15]. Однако и поныне восстановление храма до конца не завершено внутри храма. Не хватает ещё около 30 миллионов рублей. Однако снаружи храм сияет своей красотой в самом центре Кубани.
Помимо работ по восстановлению храма в 2007 г. состоялось ещё одно важное событие в жизни храма. По инициативе Платнировских и Кореновских казаков в храме были открыты памятные таблички со списками казаков станицы Платнировской сложивших головы свои за Веру, Царя и Отечество, так же памятные таблички в память о I,II,III Черноморских полках, в память о начале Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Сейчас в храме есть свой музей, библиотека, и читальный зал, храм центр духовной жизни станицы и в какой-то степени Кореновского района.
Сложная история Свято-Троицкого храма станицы Платнировской показывает и весь сложный исторический путь России в XX веке. Храм олицетворяет собой и патриархальную жизнь Кубанского казачества до вихря смут 1917 г., храм прошел сквозь все гонения советской эпохи и уцелел только чудом. А в наше время Свято-Троицкий храм является одним из символов православного и духовного возрождения как Кореновского района, так и всей Кубани. Здесь лишь была сделана попытка описать и проследить судьбу храма за сложное столетие. Написание полной истории храма к концу его полного восстановления специалистами по церковной истории с привлечением широкого спектра источников было бы как нельзя актуально и востребовано. Это было бы закономерным итогом восстановления храма.
источник аспирант кафедры отечественной дореволюционной истории КубГУ Егор Брацун
нефига мне это всё переписовать :| :| :shock: :shock: :sad: :sad: :evil: :evil: