Россия может вновь вернуться к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин»
Как сообщает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко:
Этот шаг рассматривается, как одна из ответных мер на выход США из ДРСМД и возможное размещение ракет средней дальности на территории Европы. При этом перезапуск программы БЖРК, на вооружении которого имеются твердотопливные баллистические ракеты, собеседник агентства назвал крайней мерой.
Игорь Коротченко отметил неуязвимость подобных поездов. Дело в том, что обнаружить, а значит и уничтожить ракетный железнодорожный состав, внешне не отличающийся от обычных поездов, который к тому же будет курсировать по огромной территории России, очень сложно, и американские спутники окажутся бесполезными. К тому же эксперт обратил внимание на тот факт, что Россия уже имеет необходимые наработки, а значит способна перезапустить «Баргузин» в очень короткие сроки.
В числе мер противодействия Игорь Коротченко также назвал возможное создание нового подвижного грунтового ракетного комплекса средней дальности. Для этого, кстати, могут быть использованы конструкторские площадки и производственные мощности, на которых ранее создавались «Пионеры» (ПГРК РСД-10), что тоже значительно ускорит реализацию проекта. Кроме того эксперт предположил, что будет усилена система воздушно-космической обороны на западных рубежах страны.
Опытно-конструкторские работы по этому проекту все же были проведены. Успешно прошли и бросковые испытания массогабаритной модели ракеты «Ярс», адаптированной к «Баргузину».
Поезд-призрак
В конце 2016 года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для российского БЖРК «Баргузин». Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты «Ярс», адаптированной к железнодорожному комплексу.
Создание таких комплексов в СССР было вынужденной мерой. В США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По ним оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. субмарины были неуловимы в океанских просторах. Сами же они могли приближаться к нашей береговой линии почти вплотную, держа под прицелом практически всю страну.
Паритетно ответить СССР не мог. Запад успел покрыть Мировой океан сетью гидроакустических станций и отслеживал все перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.
Основой советских РВСН были шахтные пусковые установки. Понятно, что они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Появление мобильных наземных «Тополей» сделало рывок в решении проблемы скрытности.
Между тем именно самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы. Внешне, особенно сверху, БЖРК не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза. Так ведь многие поезда тянут два локомотива. Идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно. Они легко терялись на необъятных просторах, могли уходить на запасные пути где-нибудь в тайге и маскироваться там от наблюдений из космоса. Или прятаться в неиспользуемых или специально построенных туннелях.
В случае необходимости поезд был готов к стрельбе за несколько минут. Если сигнал тревоги застигал в пути, он останавливался, у вагонов выдвигались опоры, провода контактной сети раздвигались и производился залп.
У железнодорожников БЖРК получили литеру «поезд номер ноль».