Заявленная в России космическая лунная программа не отменяется и не форсируется, а проходит необходимые в подобных случаях этапы экспертных оценок и согласований.
Такой ответ дали «РГ» в пресс-службе госкорпорации, куда мы обратились за разъяснениями в связи с сообщением «РИА Новости» о некоем документе, якобы уже подготовленном в ЦНИИМаше — ведущем институте «Роскосмоса». По версии агентства, речь идет о детальном плане лунных экспедиций с разбивкой по годам, начиная с 2031-го.
Именно в этот срок, ровно через 70 лет после старта Юрия Гагарина, планируется «первая доставка экипажа на Луну».
На 2032 год, сообщает РИА со ссылкой на какой-то рабочий документ (или проект документа) ЦНИИМаша, «назначено доставить на спутник луномобиль (тяжелый луноход с возможностью передвижения космонавтов), а также экипаж второй экспедиции». На этом этапе будут опробованы «средства передвижения по поверхности».
Дальше — больше. Если верить «документу без названия», экспедиция 2033 года уже позволит «совершить на луномобиле поездки на дальние расстояния в интересах научных исследований», а также протестирует робототехнические комплексы. В 2034-м должно начаться и продолжиться в 2035-м строительство лунной базы…
Каждая из пяти предполагаемых экспедиций уже «получила кодовое название — от М1 до М5». Выводить технические средства, экипажи и все необходимое для их работы на Луне и лунной орбите предполагается с помощью сверхтяжелой ракеты. На каждую экспедицию — два последовательных пуска. Одна ракета выводит на орбиту пилотируемый корабль, вторая — взлетно-посадочный комплекс для высадки на Луну и обратного старта с ее поверхности.
По версии тех, кто разрабатывал неназванный документ, пилотируемым полетам должно предшествовать два испытательных старта — в 2028 и 2029 годах. В первом случае будет тестироваться взлетно-посадочный комплекс, во-втором — облет Луны пилотируемым кораблем.
Имея перед глазами пусть не близкие, но столь вдохновляющие перспективы, мы-таки решились, несмотря на выходной день, побеспокоить телефонным звонком генерального конструктора пилотируемых комплексов России академика РАН Евгения Анатольевича Микрина. Неужто и впрямь все дискуссии, споры, согласования и консультации по поводу Луны закончились, и на стол для исполнения положен план-график с горизонтом в 15-17 лет?
«Такого документа нет, — твердо сказал академик Микрин. — И в подобном виде сегодня быть не может».
А сам факт, что в России ведутся научно-технические проработки в рамках собственной лунной программы и, в частности, обсуждается концепция национальной окололунной станции, Евгений Анатольевич подтвердил. Но в этом никакой сенсации нет. Ровно о том же говорил недавно и глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, увязав участие нашей страны в проекте международной лунной станции Gateway c разработкой российской национальной концепции освоения Луны.
По словам Рогозина, такая концепция должна быть подготовлена к марту 2019 года. И только после этого будет решаться вопрос о формате участия России в международном проекте Gateway. Некоторые подробности раскрыл накануне исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемой космонавтике Герой России Сергей Крикалев. На публичном мероприятии в московском Музее космонавтики он дал понять, что на лунной орбите могут быть не одна, а, как минимум, две станции.
«Может быть станция на высокой эллиптической орбите, — сказал Крикалев. — Но есть определенные преимущества и низкой окололунной орбиты, когда ты находишься на орбите около 100 километров. Такая орбита может быть более полезна для изучения Луны и создания базы на поверхности Луны».
Уточним: по уже согласованному проекту, международная окололунная станция Gateway будет размещена на вытянутой высокой эллиптической орбите — 2 тысячи километров на 70 тысяч над поверхностью Луны. Это сильно вытянутый эллипс, соотношение — один к тридцати пяти. И станция, по выражению Крикалева, словно на качелях — подлетает к Луне и тут же взмывает наверх.
Такая орбита не очень устойчива, потребует постоянных коррекций с помощью двигателей, и в практическом плане не очень удобна для решения задач на поверхности Луны, зато позволяет в случае необходимости отправлять миссии в дальний космос — с Венере, Марсу и другим планетам.
Досье «РГ»
Микрин Евгений Анатольевич — академик РАН, генеральный конструктор пилотируемых программ России, заместитель председателя Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов, генеральный конструктор — первый заместитель генерального директора РКК «Энергия».
В настоящее время под руководством Е.А. Микрина идут проектирование и разработка систем управления для многоцелевого лабораторного и других модулей российского сегмента МКС; перспективной транспортной системы, в том числе для обеспечения межпланетных пилотируемых полетов; автоматических космических аппаратов в интересах Министерства обороны; продолжается поэтапная модернизация бортового комплекса управления для грузовых кораблей «Прогресс МС» и транспортных кораблей «Союз МС».