Правда ли, что дипломы об окончании вуза теряют свою ценность

Правда ли, что дипломы об окончании вуза теряют свою ценность?

Интервью замгендиректора Национального агентства развития квалификаций Аллы Факторович

Правда ли, что дипломы об окончании вуза теряют свою ценность и скоро отомрут, став атавизмом? Как отличить настоящего специалиста от человека со «справкой об уме»? Надо ли подтверждать квалификацию поэту и уборщице? Об этом разговор с заместителем генерального директора Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Аллой Факторович.

Алла Аркадьевна, технологии меняются стремительно. Как в таких условиях учиться самому, учить других и отличать человека квалифицированного от того, кто безнадежно отстал?

Алла Факторович: 

Действительно, все быстро меняется и квалификации постоянно обновляютсяДействительно, все быстро меняется и квалификации постоянно обновляются. Работодатели все реже довольны уровнем подготовки выпускников вузов. Раньше было достаточно получить диплом, и он был «индульгенцией» на всю жизнь. А сейчас это не срабатывает. Потому что система образования заточена на вечное (на фундаментальные знания, общую подготовку, профессиональную эрудицию), а работодателю нужно, чтобы новый сотрудник приносил пользу его бизнесу. Ему важно понимать, что вы умеете делать. Он должен быть уверен, что вы выполните его поручение и нигде не сделаете критических ошибок. А диплом ему об этом ничего не говорит, это, по большому счету, лишь «справка об уме», а не гарантия способностей его обладателя.

Заинтересованность работодателя особенно велика, если за вашей работой стоит чья-то безопасность. Тогда ему вдвойне важно, чтобы ваша квалификация была подтверждена.

Вузы, за исключением самых передовых, это очень инертные системы, которые меняются годами, если не десятилетиями. А что делать здесь и сейчас, чтобы исправить эту ситуацию?

Алла Факторович: 

Чтобы обеспечить интересы всех сторон — и работодателей, и вузов, и их выпускников — была создана Национальная система квалификаций. А наше агентство выполняет функции оператора и модератора этой системы. Одно из направлений нашей деятельности — процедура независимой оценки квалификаций.

Как она работает?

Алла Факторович:

Когда студент проходит итоговую или промежуточную аттестацию, он получает возможность сдать профессиональный экзамен. Так проверяется, соответствует ли его квалификация положениям профессионального стандарта. Только экзамен проводит не вуз, а отраслевой совет по профессиональным квалификациям. На сегодня в России 43 таких совета: они есть в ЖКХ, МЧС, здравоохранении, архитектуре и строительстве, индустрии гостеприимства и др. Их оценочные инструменты максимально отражают актуальные требования работодателей.

На что это похоже? ЕГЭ для взрослых?

Алла Факторович:

Скорее, экзамен на водительские права. Есть теоретическая часть и есть практическая. Согласитесь, что человеку, который не умеет водить машину и не знает ПДД, сдать на вождение практически невозможно. Так же и у нас. Вот, например, попробуйте ответить на один из вопросов для будущего работника HR:

«Может ли религиозная организация при формировании требований к вакантной должности указать отсутствие атеистических убеждений? Выберите правильный ответ из предложенных.

А. Не может.

Б. Не может в качестве обязательного требования.

В. Может.

Г. Может в качестве пожелания».

Вариант «Г»

Алла Факторович:

Ответ неверный. Вариант «А» — «Не может». А потом будет еще и практическая часть.

И что, человек пять лет учился, сдал все экзамены, а теперь еще одну комиссию должен пройти, чтобы диплом получить?

Алла Факторович: 

Нет, оценка квалификации — дело добровольное. Если студент сдает такой экзамен, он получает свидетельство, которое говорит о том, что его квалификация соответствует установленной планке и он готов к профессиональной деятельности. Это значительно повышает его шансы на трудоустройство и достойную зарплату.

Тому, кто не сдал, недотянул до уровня, выдают на руки заключение, в котором сказано, в чем была ошибка, каких знаний и умений для практической работы не хватает. Диплом об окончании вуза он все равно получит и в дальнейшем может найти работу и без оценки квалификации, ведь пока еще не все работодатели ее требуют. Но при желании соискатель сможет подготовиться и сдать профессиональный экзамен еще раз. Правда, за это придется уже заплатить. Или же заплатит его работодатель. На этот счет предусмотрены налоговые вычеты.

Но часто за такой оценкой к нам приходят и люди вообще без высшего образования, талантливые самоучки. Они на собственном опыте познали все премудрости своей профессии, но как это доказать при приеме на работу, как официально оформить свои достижения? С помощью независимой оценки квалификации.

Похоже, мы идем к тому, что вузовские дипломы обесцениваются. Еще недавно они были пропуском в большую жизнь, а теперь значимость работника определяется не «корочкой», а практическими навыками.

Алла Факторович:

Пока это не так. Сегодня, пожалуй, лишь IТ-компании позволяют себе не обращать внимание на вузовские дипломы. Все остальные работодатели, хоть и говорят, что диплом не несет нужной им информации, тем не менее требуют, чтобы он был. Хотя со временем, наверное, они и правда отомрут, станут атавизмом.

Но главную проблему я вижу не в наличии или отсутствии диплома, а в ликвидности тех знаний и навыков, которые дают вузы. Во времена СССР существовала смычка между работодателями и образовательными учреждениями. Существовало небольшое количество университетов, где давали классическое образование. А все остальные вузы были прикладными, профессиональными — инженерными, медицинскими, педагогическими. Они готовили специалистов (причем нужное их количество) для каждой отрасли.

В 1990-е прошла тотальная университизация, потом вхождение в Болонскую систему. Все это привело к тому, что мы вовсе упустили из виду саму идею квалификации, которая свидетельствует о способности человека к выполнению определенного набора трудовых функций. Фактически подменили ее степенью — бакалавра или магистра. Это привело и к появлению правовых коллизий.

Каких именно?

Алла Факторович:

Бакалавр и магистр, которые в других странах являются степенью, у нас почему-то трактуются как квалификация. Но ведь рынку труда слово «бакалавр» или даже «магистр» ни о чем не говорит. Представьте себе, что вы проект-менеджер в крупной строительной компании, и вот к вам на объект приходит человек и говорит: «Я магистр строительства, берите меня на работу!» Кем?! Что ты умеешь? Об этом в дипломе ничего не сказано. Таким образом, профессиональная квалификация у нас оказалась подменена академической степенью. Получается ловушка: у вас есть диплом об образовании, но работодателю ваш диплом ничего не сообщает.

Обратимся опять к советскому опыту. Когда человек заканчивал вуз, ему присваивалась адекватная по формулировке квалификация. Например, если это инженерный вуз, в дипломе могло быть записано, что вы инженер-конструктор или инженер-проектировщик, а ваша специализация — «металлорежущие станки и инструменты». Или вы бухгалтер, или аудитор, или учитель русского языка и литературы, а не бакалавр образования, как сейчас.

Многие компании сегодня создают собственные центры оценки квалификаций персонала. Что или кто их вынуждает?

Алла Факторович: 

Ничто и никто. Просто они в этом сами заинтересованы. Им надо понять, что за специалист перед ними и какого качества. Так они могут обезопасить себя от непрофессионалов, поднять производительность труда. Да и с точки зрения репутации это важно: так работодатель показывает инвесторам, партнерам, заказчикам, что его сотрудники имеют подтвержденный профессиональный уровень.

Как создать на предприятии такой центр оценки?

Алла Факторович:

Процедура давно разработана и юридически описана. Как я уже говорила, почти во всех отраслях у нас есть советы по профессиональным квалификациям. Они представляют то самое профессиональное сообщество, в которое входят эксперты — люди с безупречной репутацией. Крупный работодатель может обратиться в отраслевой совет, и ему помогут создать свой центр оценки квалификаций (ЦОК).

В идеале такие центры должны быть на каждом крупном предприятии. Но если заводить собственный ЦОК работодателю нецелесообразно, он может направлять своих сотрудников в уже существующие центры. Уже сейчас можно сдать экзамен в более чем 1500 местах, практически в любом регионе.

Но ведь не во всех профессиях надо регулярно подтверждать квалификацию? Нужно ли это делать, например, уборщице?

Алла Факторович:

Такой профессии сейчас нет, есть «специалист клининговых служб», и да, для них уже существует профессиональный стандарт. И возможность подтвердить квалификацию тоже есть. У нас на сегодня 3 тысячи квалификаций, по которым можно получить независимую оценку. Они покрывают почти все сферы профессиональной деятельности.

Но есть профессии, в которых делать оценку предписывает закон. Это сварщики, специалисты по лифтам и подъемному оборудованию, некоторые квалификации в сфере финансов. Не так давно сделали обязательной оценку для специалистов-градостроителей — проектировщиков, архитекторов, тех, кто подписывает проектную документацию. В общем, все те профессии, которые непосредственно связаны с безопасностью людей.

Давайте представим общество, где не проводится квалификация работников. Что страшного с ним может случиться?

Алла Факторович: 

Я не могу назвать ни одной страны, где в той или иной форме не действовала бы процедура оценки квалификаций. Такого не может быть, поскольку прежде, чем допустить человека до работы, нужно понимать, что он способен делать и на каком уровне. Такое общество будет, возможно, только тогда, когда нас заменят роботы. И то мы, наверное, в этом случае начнем приобретать какие-то новые квалификации.

Сообщает: Российская газета

 

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Центр Кубани
Добавить комментарий