Краснодар стал похож на Венецию
Улица Московская в Краснодаре после ночного дождя превратилась в канал: несколько тысяч человек утром не смогли выйти из дома — им пришлось бы в буквальном смысле добираться вплавь.
Такая же ситуация в микрорайоне «Музыкальный»
Многоэтажки стоят затопленные водой почти до дверей подъездов. Чтобы забрать людей, подплывает надувная лодка, в нее садятся жильцы — и несколько кварталов гребут по улицам до того места, где можно выбраться на сухую землю.
Это не сюрреализм, а обычная ситуация в городе-миллионнике, которая повторяется каждый раз после обильного дождя. Некоторые владельцы квартир уже специально покупают надувные лодки, зная, что их ожидает. А некоторые даже делают на этом бизнес, предоставляя услуги плавающих такси.
Ливни вызывают немедленный коллапс и транспортной системы мегаполиса. Такие улицы, как Красных Партизан, Асайская, Тургенева, Московская, им. Евгения Жигуленко, Ангарская и многие другие оказываются полностью затоплены. Пассажиры общественного транспорта окунаются в стихийный ужас, потому что когда маршрутка заезжает на затопленную улицу, салон почти по колено наполняется водой. Люди в офисных костюмах и лакированных туфлях стоят по колено в воде в маршрутке, держатся за поручни. Едут на работу…
На улице Российской один из магазинов находился в цокольном этаже дома. Его затопило полностью до потолка — вместе с товарами, оргтехникой, кассовыми аппаратами, мебелью…
Из-за ливневых дождей владелец магазина понес такие убытки, что ему, вероятно, теперь придется закрыть бизнес. Абсолютно такая же ситуация с магазином на другой улице — Ангарской.
Что произошло? Нас затопило! Прямо в центре города! Как будто тайфун прошел или Вселенский потоп случился. Но на самом деле не было ни того, ни другого — у нас просто обычный дождик.
— написала в соцсетях одна из жительниц Краснодара.
Вселенский потоп здесь повторяется из года в год, из месяца в месяц — и ничего не меняется. Более того, если в 2019 году улицу Московскую, например, затапливало по щиколотку и машины хоть как-то могли по ней проехать, то теперь во время дождя там разливное озеро, и автомобилисты часто вынуждены просто бросать затопленные машины. А потом ждать, когда сойдет вода.
В этот раз за сутки выпало более 73 миллиметров осадков. Больше среднемесячной нормы. Сейчас откачивают воду по 124 адресам. На улицах работает около 30 единиц спецтехники. Поставил задачу до конца дня сделать все улицы проезжими. Осмотрел самые проблемные улицы и территории. Прежде всего — Московскую. Трамваи ходят в штатном режиме, но для движения автотранспорта временно ограничили участок в районе улицы Гомельской, там работает откачивающая техника. Для решения вопроса будем строить в «Музыкальном» новые ливневые сети. Потому что существующая ливневка в районе Московской и Гомельской со своей задачей не справляется.
— прокомментировал ситуацию мэр Краснодара Андрей Алексеенко.
Жители Краснодара на все обещания мэра вспоминают:
Нам про это и прошлый мэр рассказывал. И позапрошлый тоже
И действительно, за последние пять лет в городе никак не поменялась ситуация с откачкой воды. Местные власти начинают обещать, что все исправят, — и так до следующего дождя. Но теперь потопы превратились в настоящие стихийные бедствия.
Эта ситуация связана с недостатками инженерной инфраструктуры Краснодара. Тут нужно строить ливневые канализации и коллекторы совершенно другого масштаба, да еще и оснащенные помпами, насосами. Сделать это возможно, но обойдется переустройство в очень большие деньги — многие миллиарды рублей. Подобную историю с постоянными затоплениями нам удалось решить в Имеретинской низменности в Сочи во время подготовки к Олимпиаде-2014. Для этого там была построена целая система перехватывающих прудов и резервуаров. Это очень сложно. Кроме того, стоит отметить, что в последние годы в Краснодаре изменился климат и дожди, особенно летом и в весенне-осенний период, стали «тропическими», то есть залповыми, когда за несколько часов выпадает месячная норма осадков. А Краснодар — преимущественно равнинный город. Воде уходить некуда.
— рассказывает Юрий Рысин (главный архитектор Кубани в 2002-2020 годах).
По словам Юрия Рысина, ярким примером решения похожей ситуации кроме Сочи может служить также Сингапур, где возведены просто огромные по размерам коллекторы и широкие канализационные сливы. В итоге, несмотря на обилие осадков, улицы всегда сухие.
Стоит подчеркнуть, что за последние 10 лет Краснодар увеличился почти на 500 тысяч жителей. Местные власти давали разрешения на строительство многоэтажек, которые росли как грибы после дождя, а вот созданием инфраструктуры никто всерьез не озаботился. Теперь снежный ком накопившихся проблем превысил любые мыслимые пределы.
Причем страдают от потопов не только центральные кварталы Краснодара, но и коттеджные поселки в пригороде. Жители некоторых из них сообщают, что ливневки в этих населенных пунктах отсутствуют вовсе и уже шесть лет люди, купившие там дома, мучаются от подтоплений во время дождей.
Сообщает: Российская газета