Музей цемента в Новороссийске может удивить даже искушенных посетителей
Здесь рассказывают не о добыче скучного серого камня — мергеля, а о том, как изменялась и перестраивалась наша жизнь, да и вся страна, с развитием цементной промышленности.
Такие символы «эпохи, как ДнепроГЭС, Асуанская плотина, метро и здание МГУ в Москве, Краснодарское водохранилище, саркофаг Чернобыльской АЭС, олимпийские объекты в Сочи, БАМ и космодром Байконур были возведены из цемента, добытого в этом черноморском портовом и курортном городе.
Да и само здание музея цемента, между прочим, единственного на планете, является большим историческим артефактом, сохранившимся с 1900 года. Тут своя атмосфера. В этом доме жил писатель Федор Гладков, создавший знаменитый советский роман «Цемент» — о восстановлении промышленности в России после Гражданской войны, в 20-30-е годы XX века.
Экскурсию по музею провела директор Валентина Баранова. И с ходу сразила таким вопросом:
Вы знали, что впервые в российской истории само слово «цемент» употребил Петр !? Именно он в одном из документов просил прислать пару бочонков «вяжущего раствора» для строительства. Но, конечно, тогда этот материал был совсем другим и изготавливался иначе
Заходим в первый зал музея, где сразу же поражает огромная, словно автомобиль, вагонетка, установленная прямо на рельсах. Она использовалась для транспортировки мергеля.
Ничего удивительного. Это просто один из наших экспонатов. Но мы до этого момента в развитии цементной промышленности еще дойдем
— улыбается Валентина Баранова.
И Валентина Викторовна продолжает рассказ.
Во второй половине XIX века одесским дворянином Федором Шашиным под Новороссийском были обнаружены удивительные по качеству залежи мергеля (главного компонента цемента). И конечно, по количеству — ведь вокруг целые горы из мергеля! В 1882 году в Новороссийске открывается Черноморский цементный завод — шестой в России и первый на юге. Через пять лет он уже выходит на первое место в империи по объемам производства строительного материала
Это стало поворотной точкой в развитии города
— из небольшого провинциального поселка, где по горам были разбросаны дачи дворян, он быстро превращается в крупный промышленный центр. Собственно, вся дальнейшая история Новороссийска связана с цементом и портовой торговлей. Очень скоро здесь появилось еще десять заводов. И лишь после Гражданской войны часть из них была упразднена ради расширения производства на четырех самых крупных.
Наш цемент возили в Сан-Франциско, Архангельск и даже в Японию. Причем упаковка строительного материала в то время была совсем не такая, как сейчас, — его насыпали в бочки. Одну из них -хранившуюся более 120 лет — тоже можно тут увидеть. При каждом заводе существовало свое бондарное производство, где делали такие бочки.
Впервые в российской истории слово «цемент» употребил Петр I
Не менее интересной была и технология добычи мергеля в горах
Чтобы доставлять его вниз, инженеры построили бремсберг — наклонную почти под 45 градусов железную дорогу, по которой вагонетки поднимались с помощью противовеса. После чего добытая порода специальными механизмами размалывалась в песок и обжигалась в шахтных печах. Их производительность была невысокой — всего 32 тонны за пять суток. Современные печи выдают 30 тонн готового цемента в час.
Тут как раз и дошла очередь до огромной вагонетки, которую можно было рассмотреть со всех сторон. Она оказалась наполненной, кстати, настоящим мергелем, который, по словам директора музея, приходится иногда привозить из действующих карьеров: маленькие кусочки камня посетители уносят на память, и вагонетка постепенно пустеет.
Но еще более интересными оказались движущиеся действующие модели бремсберга и шахтных печей. Хотя и уменьшенные в десятки раз, они позволяют понять принцип и масштабы работ.
Одним из главных и трагических периодов истории цементных заводов стала, конечно, Великая Отечественная война. На рубежах Новороссийска советские войска простояли целый год — и после этого началось стремительное освобождение города. В домах в одной из квартир солдаты обнаружили сохранившийся под бомбежками и обстрелами, не получивший ни одной царапины патефон 1939 года выпуска. Теперь он — один из экспонатов.
Очередной выставочный зал представляет собой типичную квартиру рабочего цементных заводов после войны. Это производит неизгладимое впечатление — ты как будто попадаешь в ту эпоху. Директор музея Валентина Баранова заводит тот самый патефон, переживший бомбежки, льется музыка 40-50-х годов. И это не реконструкция — пластинки тоже настоящие. Кажется, что ты перелетел на 70 лет назад — посещение музея стоит того, чтобы пережить эти ощущения.
Кстати
Музей принадлежит и работает под эгидой предприятия «Новоросцемент» — одного из старейших заводов города. Поэтому в выставочных залах представлены не только бесценные по исторической значимости экспонаты, но и движущиеся модели современного оборудования для переработки мергеля и выпуска цемента.
Сообщает: Российская газета
По теме:
Как делают цемент — промышленный туризм