Школьные нагрузки

На современных школьников, особенно на тех, кто старается учиться на «отлично»,  воздействует крайне отрицательный фактор – перегрузки.  Всё чаще специалисты отмечают несоответствие школьных нагрузок возможностям детского организма. Учебные нагрузки растут в геометрической прогрессии. Едва ли не каждые 10 лет удваивается объем знаний, который приходится усваивать учащимся. Рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10–12 часов, а у старшеклассников – по 14–16. Какое здоровье нужно иметь, чтобы выдержать эти нагрузки! Творчески мозг может работать лишь 5–6 часов в сутки, а дальше происходит насилие над человеческой природой. Не случайно среди питомцев так называемых элитных школ патологии выявляют вдвое чаще, чем в традиционных школах. Родителям надо выбирать, что важнее – здоровье ребенка или отличное знание английского языка наряду с французским и немецким.

Сегодня школа вправе сама определять программу и соответственно выбирать учебники. Растерянные родители, блуждая по пестрым полкам книжных отделов, с удивлением обнаруживают, что практически все учебники представлены в нескольких вариантах: математику в пятом классе можно изучать по четырем учебникам, физику в девятом классе – по шести. Хорошо еще, что учителя-предметники, прочитав массу учебников по своему предмету (а это титанический труд!), рекомендуют родителям наиболее удачный.

Специальная комиссия, состоящая из педагогов и медиков, провела экспертизу школьных учебников. До 70% информации, заложенной в них, было признано бесполезной: после школы вряд ли эти знания понадобятся. Часто тексты недоступны для учащихся. Порой в учебнике так много таких слов, с которыми дети не знакомы, что ребенок, который только что научился читать, тратит массу времени, чтобы запомнить их. Это не всегда получается, школьник расстраивается. Вот вам и нервный срыв. Школьный учебник должен быть один, с текстом, который необходимо знать учащемуся. Материал в учебнике должен излагаться в доступной форме, тогда только у детей будут стабильные прочные знания.

Частично перегрузка российских детей связана с тем, что, в отличие от большинства стран Западной Европы и США, они учатся в школе не 12, а 11 лет, считают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН).

Именно чрезмерная нагрузка в сочетании с гиподинамией являются главными неблагоприятными факторами школьной среды. 100% российских школьников имеют хронический дефицит сна, до 65% подвержены невротизму.
В профильных классах, введенных как раз для уменьшения учебной нагрузки, ситуация, как оказалось, еще хуже. Частота случаев сильного утомления среди девяти- и одиннадцатиклассников в них составляет до 30%, а среди десятиклассников превышает 40%. Здоровых детей среди выпускников школ почти не осталось. Любое увеличение школьной нагрузки существенно меняет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности. Снижение нагрузки школьников было включено в министерский перечень приоритетов развития системы образования еще в декабре 2004 года, однако ситуация с тех пор изменилась только к худшему.

Долгое время врачи считали, что «синдром хронической усталости» присущ только взрослым. Но современные исследования показали: им охвачены и дети. Обилие фактов, насыщенность параграфа, а иногда и сложность текста не дают хорошо усвоить материал, это приводит к стрессовым ситуациям. У ребенка пропадает интерес к знаниям, он перестает любить школу, учителей, равнодушие и апатия становятся спутниками его жизни. Не случайно Министерство образования Республики Татарстан обратилось к учителям, родителям, гражданам республики. В обращении говорилось: «…К сожалению, участились случаи трагической гибели детей. Кто-то ушел из жизни, потому что неокрепшая душа не выдержала удара судьбы, а рядом не оказалось старшего друга, который смог бы помочь… Дети и подростки, являясь наиболее уязвимой группой населения, часто именно по нашей вине сталкиваются с жестокостью, злом, несправедливостью. Семья и школа – основная среда обитания ребенка. Мы призываем семью и учителей объединить свои добрые усилия по становлению личности ребенка…»

Причин, отрицательно воздействующих на здоровье детей, бесчисленное множество. И низкая двигательная активность, так как многие дети часами сидят у телевизора, а ответственные ученики совсем не имеют свободного времени, стараясь выучить все, что задают им по всем предметам, и плохое питание – недостаток мяса, молока, фруктов, необходимых для растущего организма. В связи с этим частые стрессы, которые не каждый хрупкий организм выдержит. И не последнее место в этом списке занимает чрезмерная школьная нагрузка.

Источник  http://zdd.1september.ru/2000/no4748_3.htm


Понравилась статья? Проголосуй! Совсем плохоПлохоНиче такХорошоСупер
Загрузка...

 

Вы можете оставить комментарий внизу страницы. Пинги запрещены.


комментария 4 к “Школьные нагрузки”

  1. Bagira:

    Мдя…себя вспомнить страшно в школьные годы. Действительно, иногда даже ужинать не идешь, чтоб успеть все выучить, ибо стараешься только на «5», на медаль.. Больше всего «любила» правильно и ВОВРЕМЯ организованные классные часы)) А не поговорить-ка нам ( после уроков) на тему «Что подарить учителям на…8марта, Новый год и тд» и не важно, что завтра контрольные, и сочинение еще писать надо. Ай, школу не любила и не люблю. Детей Жалко! Сколько видела — идет по дороге в школу и плачет… И Мин.Образования как-то все не так делает… Может, вообще стоило бы организовывать школы при каждом Институте. Чтоб растить уже конкретные кадры на места. И оттуда сразу — хоп — и на высшее))) Ну, не воспринимайте буквально, тк. это ИМХО)))

  2. Zlato:

    Да, согласна, Bagira, всё не так! На детей там, «вверху», смотрят не как на людей, а как на компьютеры, в которые надо вкладывать инфу. Всё время вводят новые предметы. Ага, бывает за счет других, но редко. А этими другими чаще всего оказываются почему-то русский язык и литература :-( И растут детки, не знающие родного языка, зато по верхушкам много чего услышавшие… А я своим детям давала от школы отдохнуть! Разрешала пропускать занятия. Берегла им нервы. Обе дочери школу окончили на отлично! А потом и институты!

  3. Bagira:

    Zlato:

    А я своим детям давала от школы отдохнуть! Разрешала пропускать занятия.

    Рисковая вы женщина))) Но, хотя всё верно…только в свободе может прийти осознание необходимости знаний. Стремление к самообразованию — это важно, думаю.

  4. Zlato:

    Bagira: Рисковая вы женщина))) Но, хотя всё верно…только в свободе может прийти осознание необходимости знаний. Стремление к самообразованию – это важно, думаю.

    Да нет, не рисковая, просто дети очень хорошие :-) Школу перестраивают, похоже, не осознавая до конца, какими могут быть результаты (ага, как с отменой зимнего времени :-) ) Много какой-то сеты, каких-то малопонятных нововведений… К чему? Чего хотят добиться? Кстати, Вы сдавали ЕГЭ? Как считаете, что лучше — экзамен по билетам по-старинке или ЕГЭ?

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.